Сергей Гридчин. Основатель и владелец галереи «Гридчинхолл»
Досуг

Основатель и владелец галереи «Гридчинхолл» Сергей Гридчин рассказал «Моей Новой Риге» как он решил открыть галерею в сельской местности, где он любит бывать на Новой Риге, и как галерея становится «Домом культуры».

Как появилась идея открыть галерею в сельской местности?

Я жил в закрытом поселке в Жуковке, и закрытость мне не нравилась. Хотелось заняться публичной деятельностью, связанную с искусством. Я сел в машину и поехал по ближайшим окрестностям смотреть где это возможно сделать. Нашел старый дом на продажу в Дмитровском. Это село я знаю с раннего детства, несколько дачных сезонов провел неподалеку у бабушки, на ее родине в деревне Маслово. Мне приглянулся дом с участком, я его купил и начал строить, четко не понимая, что это будет. Галерейного опыта у меня на тот момент не было.

Когда мы начинали 14 лет назад первой выставкой Дмитрия Гутова, это было совершенно некоммерческое начинание. Я не предполагал галерейной деятельности, только выставочную, такую меценатскую что ли. Через какое-то время художники мне сказали: «Классный ты парень, здорово, что делаешь выставки, а кто будет продавать наши картины? Нам кушать на что?». Не один художник так сказал. И наша деятельность трансформировалась от некоммерческой деятельности, которая тоже остается, в сторону галерейного формата: участие в ярмарках, продажа картин и скульптур.

Что важно было в создании галереи и остается главным  в развитии сейчас?

Один из основных посылов было то, что это должно происходить не в Москве. Не хочу жить в Москве, хотя сам москвич. Мне нравится быть ближе к природе, я не вижу препятствий заниматься тем, что нравится на этой самой природе. Сочетание искусства и природы очень органично. В детстве я ходил в биологический кружок при Дарвиновском музее, все, что связано с природой – птички, жучки, паучки, травки – мне всегда было близко. Позже, после открытия, я нашел похожую ролевую модель: у одной из топовых мировых галерей есть локация в 200 км от Лондона, тоже на природе. Мы поехали к ним в гости, познакомились. Как и у нас,  у них есть арт-резиденция, где работают художники. Так что мы не одиноки в мире.

Ваши любимые места на Новой Риге?

Для меня Новая Рига шире, чем только Ново-Рижское шоссе. Новую Ригу и Рублевку считаю одним районом. С детства любимые места: Дипломатический пляж на Николиной Горе, баня в Аксиньино. Баня абсолютно советская, еще с дедушкой туда ходили, но она до сих пор работает. Конечно, Звенигород и его ближайшие окрестности. Из современных мест мы часто бываем в магазинах и ресторанах в Павлово. В садовый центр Империал Гарден любим ездить не за покупками, а на детскую площадку, там можно гулять. Архангельское любим сами и детям нравится, как и  Музей техники. Гуляем в парке Малевича и в соседнем парке Раздолье с аттракционами, которые дети обожают.

Галерея «Гридчинхолл», по сути, бизнес семейный. Как семейственность влияет на него и на «Гридчинхолл» как на культурный феномен наших мест?

Да хорошо влияет. Десять или одиннадцать лет назад ко мне присоединилась моя супруга Светлана. Огромную часть работы взяла на себя она, и очень результативно занимается общением с клиентами. Вряд ли я бы смог сделать это один. У нас есть дети и мы вместе живем там же, где находится галерея. Искусство у нас рядом и художники рядом.  К нам часто приезжают люди, мы совсем не страдаем от одиночества. И относительная удаленность от Москвы нас не смущает.

Добавляет жена Сергея Светлана:

Когда люди попадают в наше пространство, на них воздействует несколько факторов и один фактор усиливает действие другого. Конечно, искусство. Потом природа, имею в виду наш микро-парк и ландшафтно-визуальную составляющую. Далее огород: перед галереей у нас большие грядки и мы этим гордимся. Современная архитектура, которая удивляет людей. Арт-резиденция, где идет сам творческий процесс, где пахнет краской и пол испачкан ею же. В огромных панорамных окнах виден храм, звонят колокола, поют петухи. Выставочное пространство порядка 300-400 м2, которое внутри кажется больше, чем снаружи. Этот микс сначала удивляет, а потом раскрывает человека к восприятию искусства. Когда дети попадают на мастер-классы, они приходят не в обычную комнату, а попадают в творческую среду. Нам кажется, это ценно и важно.

Вы проводите лекции, концерты, мастер-классы для детей. Расскажите об этом подробнее.

Мы и раньше делали лекции, связанные с искусством. Начали это делать, поскольку вокруг нас живет много разных людей, им интересно не только искусство. Да и у нас интересы шире. Например, сделали цикл по классическим оперным либретто. Сейчас мы продолжаем эту деятельность, устраиваем мастер-классы для детей, которые проводят художники. Лекции, встречи с художниками, кураторами. Считаем, что это интересно нашим соседям. Если поставить на карте ножку циркуля туда, где мы находимся, и взять радиус в 20 км, граница пройдет с одной стороны по МКАД и дойдет до Звенигорода с другой. Всех, кто живет внутри, мы считаем соседями. Здесь много людей они интересуются кино, искусством, музыкой, у них есть дети. Ориентируемся на них. Один глянцевый журнал нас как-то назвал «Домом Культуры». Мы – то место, где культура проявляется в разных формах.

Февраль 2023 г