Скульптор Сергей Казанцев. О творческом пути, мечте и пути ее достижения.
Люди

Скульптор Сергей Казанцев. О творческом пути, мечте, и пути ее достижения.

С 1 июля по 30 сентября 2024 г. в Парке скульптур Сергея Казанцева в деревне Борзые проходит Фестиваль искусств "Русское слово руками скульптора". Фестиваль приурочен к 225-летнему юбилею А.С. Пушкина.

Сергей Сергеевич Казанцев – скульптор, народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, автор памятника «Уго Чавес» в Венесуэле, автор памятника «И.С.Тургенев» в Москве на Остоженке, основатель Парка и галереи скульптур в д.Борзые г.о.Истра Московской области.

Главная мечта художника – создание Центра искусств для жителей на месте своей творческой мастерской. Сейчас в Парке скульптур Сергея Казанцева в д.Борзые проходит Фестиваль искусств «Русское слово руками скульптора» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В рамках фестиваля проходят экскурсии и мастер-классы по лепке из глины. Будет организован конкурс детского творчества, фотовыставки о творчестве Сергея Казанцева в Москве. А в конце сентября в Парке состоится грандиозное празднование открытия памятника А.С.Пушкину, которое будет сопровождаться пленэром и концертной программой. 

Парк и галерея скульптора Сергея Казанцева - это уникальный парк современной скульптуры, на территории экспонируется более 300 авторских работ из мрамора, гранита и искусственного камня.

Поговорили с Сергеем Сергеевичем о создании парка, вехах в его развитии,  мечте и творческом пути в ее достижении.

Сергей Сергеевич, здравствуйте, расскажите пожалуйста, как начинался ваш творческий путь.

Здравствуйте, рад видеть Вас в гостях! Моя юность, воспитание прошли в городе Александрове Владимирской области в семье почётного железнодорожника, орденоносца. Мой отец был награждён в 50-ом году орденом В.И.Ленина. Единственный из жителей города, я думаю. Отголоски этого великолепного воспитания, которое я мог получить в трудовой семье, я унаследовал от моих отца и матери. Творческий путь начался, когда я со второго раза поступил в Абрамцевское художественное училище, мне было 15 лет. Училище было для меня сказочной мечтой и когда она осуществилась, я долго не мог в это поверить. Помню, когда, уже будучи студентом, я шел после занятий к железнодорожной платформе и думал: «Почему же люди на меня смотрят все так же? Я же уже художник, студент художественного училища». Я был абсолютно уверен, что это накладывает какой-то ореол великолепия, красоты духа. И вот эту мечту и восхищение творческим началом я нёс по жизни. После училища я поступил в Суриковский институт, тоже со второго раза. И мне повезло, я попал на один курс с представителями интеллигентных семей, династий скульпторов и академиков. Александр Рукавишников и Михаил Переяславец были моими одногруппниками и это накладывало отпечаток благородства на воспитание в Институте. После выпуска я продолжил нести это знамя, которое меня постоянно сопровождало, знамя культуры, красоты окружающего мира, знания, которые я впитал в лучших учебных заведениях России.

Как Вы оказались на Истринской земле?

На пятом курсе Суриковского института в Пушкинском музее (ГМИИ им.А.С.Пушкина) на выставке портрета я познакомился со своей будущей супругой –  студенткой искусствоведенья МГУ Натальей Марначёвой, у которой отец родился под Истрой в д.Лобаново около Павловской Слободы. Наталья Михайловна тоже увлечена была созданием культурного общества, помощь её была очень значительная. В д.Лобаново она получила в наследство дом, где мы и начали наш совместный творческий путь в начале 1970-ых годов. Часть дома я модернизировал, сделал там свою первую мастерскую, на заднем дворе рядом с картофельным полем выстроил павильон для работы. Начинать было тяжело. Но всё же в те времена была идеология, которая поддерживала. Общим воспитанием народа, а особенно подрастающего поколения, созданием атмосферы высокой духовности занималась коммунистическая партия. Значение этого, я только сейчас осознал, по прошествии времени, насколько это была важная веха в жизни нашего общества, где я имел честь учиться и начинать свой рабочий, творческий путь.

А как возникла идея создания общественного парка?

Во времена перестройки я наблюдал как разрушались клубы сельские, библиотеки, учреждения культуры закрывались за отсутствием финансирования. У меня было три дочери, и я думал: «А что я им оставлю, какое государство, общество? Неужели им придётся жить в этом убожестве, в которое постепенно превращается Россия». У меня сразу образовалась цель создания культурного центра искусств, чтобы моё воспитание, влияние как русского художника, продолжателя гуманистических традиций русского искусства, имело бы продолжение и влияло бы на ситуацию, которая складывается вокруг моей семьи, моих дочерей. Я начал без какой-либо поддержки. Самым сложным было получить землю, но я шёл, выполнял задачи и видимо, Всевышний вступился. Создались условия, когда решения руководителей Истринского района благоприятно повлияли на ситуацию. Чтобы как-то заявить о своём виденье мира, о творчестве, я начал на общественных началах выполнять декоративную скульптуру для центра Истры. В Истре установлено 5 моих скульптур, а всего по району стоить более 15 произведений, которые я дарил. Одна из самых знаковых и ценных, культовых композиций – мраморное «Распятие» на гранитной голгофе около Церкви Воздвижения в д. Дарна. Распятие установлено на могиле Протоиерея Георгия Тобалова, он был Благочинным Истринского района, мне повезло, что я знал его лично, он очень насыщен был общей культурой человеческой, и он в моей памяти остаётся навсегда.

Какие вехи Вы бы выделили в развитии парка?

Осенью 1991 года я получил 50 соток в д.Борзые около Павловской Слободы для своего личного пользования. Участок я сразу начал использовать для создания общественного парка русской национальной скульптуры. У меня уже тогда был опыт, работая в мраморе и граните. Меня часто приглашали в Италию и на заработанные заграницей деньги я начал строить загородную мастерскую. Перед дефолтом, в 1997 году я получил хороший заказ от компании «Газпром» и все деньги успел вложить в здание мастерской, её закончить. С этого началась моя полнокровная творческая деятельность на благо своей Родины, России – создание культурного центра взамен разрушенных клубов, библиотек. В начале 2000-ых смог расширить площадь парка до 2 гектар. К парку прилегает лесной массив, а в 200 метрах течёт река Истра. Думаю, что на сегодняшний день коллекция скульптур в Парке состоит из более чем 300 произведений. Самые ценные – это мраморные композиции по 3 и 4 метра из каррарского, пуштулимского, уральского мрамора. Территория парка открыта для посещения, а в здание галереи по предварительной договорённости можно попасть с экскурсией.

У Вас большая, дружная семья - какую роль в создании парка сыграли они, ваши близкие?

Моя супруга Наталья Михайловна Казанцева сыграла основополагающую роль, я считаю. Мы вместе с ней шли к общей цели, всегда смотрели в одну сторону. Все из моего ближнего окружения отмечали, что Наталья сыграла колоссальную роль. Она не только создавала дома соответствующие условия, но и брала на себя много внешних обязательств. В Советские годы она начала работать в Министерстве культуры. Она всегда решала все вопросы, связанные с документами, бухгалтерией, переговорами, ремонтом, растила детей. Жена была и моим критиком, и ангелом-хранителем. В художественной части, в композиционных решениях по скульптуре, я всегда с ней советовался. А когда уже сформировался и парк, и галерея, подросли мои дочери, которые стали в силу своих возможностей работать в моей области изобразительного искусства, в области культуры. Памятник И.С.Тургеневу на Остоженке, который открывал Президент Владимир Путин в 2018 году, я делал со своими дочерями, они взяли на себя большой пласт обязательств, они стали соавторами памятника. Сейчас в парке работает моя младшая дочь Елена, она проводит экскурсии и мастер-классы, ведёт дела. В этом году Елена получила финансирование от государства. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив проводит Фестиваль искусств «Русской слово руками скульптора», фестиваль посвящён юбилейному году А.С.Пушкина и проводится у нас сейчас в парке в д.Борзые.

Скульптура, что это для Вас? Почему выбрали в работе именно мрамор? С какими материалами еще работаете, какой самый любимый?

Получив в области скульптуры, лучшей в мире образование, которое существовало тогда. Я смог всецело заниматься идеалами вот этой культуры высочайшей, которая меня окружала и в том числе на моей Малой Родине. Александровская Слобода была вотчиной Ивана Грозного, где он молился 17 лет, управляя Россией. Службы там проходили даже в советские годы. На службы меня водила мать, когда мне было четыре. А когда вырос, начал профессионально работать художником, живописцем, скульптором, я уже начал самостоятельно много путешествовать по святым местам Ярославля и Владимира. Мрамор меня увлёк ещё в юности. В художественно-промышленном училище в Абрамцево учили работать в материалах – в керамике, в кости, в камне. Я был воспитан в глубоком уважении к культуре эпохи Возрождения, которую унаследовало человечество от Микеланджело, Леонардо да Винчи. Я испытываю восхищение от итальянских мраморных скульптур – «Пьета», «Давид», собрания Музеев Ватикана, Римский собор Петра… Мрамор для меня стал проводником для выхода в мировую культуру. Ещё я очень люблю дерево, русский традиционный материал. Образец для меня – скульптор Сергей Конёнков. Россия – это леса, это дерево. И поэтому культ дерева у нас в крови. А мрамор – это как бы элитарная вещь. Возможность просто уйти в мир любви, мировых фантазий. Мрамор один из самых благородных материалов, отличается особенной чистотой. Как раз то, к чему я стремился всю свою жизнь – чистота помыслов, чистота мечты творческой.

В каких местах Вы любите бывать? Где Ваше место силы? Где черпаете вдохновение?

Сейчас моё место, где я великолепно себя ощущаю, это у себя, в своём Парке, в своей творческой мастерской, которые, я надеюсь, приобретут статус совместного предприятия моих наследников и государства. Потому что чистота помыслов и всё, что несёт в себе культура человеческая, она существует вот в наших произведениях русских художников. Через культуру вот этой пластики можно воспитывать, создавать хороших молодых людей. Я очень люблю путешествовать по Золотому кольцу, в Санкт-Петербург. Посещение наших истоков обязательно. Этот культ наших русских церквей, произведений искусств, которые там находятся вокруг и рядом. Вся культура России пронизана христианством, создание вот этих пластических вещей, как церкви, распятия, в общем, всё, что связано с культом православия, всё это формирует мировоззрение, сейчас тоже, а раньше это было двигателем, православие создавало всё это.

Ваши скульптуры представлены не только в России, но по всему миру, где именно, какие самые любимые?

Самые любимые у меня те, которые стоят в моей галереи в Истринском районе. Возможно, из-за того, что я их часто вижу, посещаю, они меня стимулируют для дальнейших творческих решений.

Какая у вас сейчас самая главная мечта? Что бы Вы хотели создать и передать потомкам?

Потомкам я оставляю вот это собрание мраморных скульптур, единственное в России. В натуральную величину женские образы. Скульптура, она уже очень ёмкая, и влияние очень сильное оказывает на людей. Я в этом убедился. Однажды у меня был помощник, выпускник Сурковского института, молодой скульптор. Он мне тогда признался, что в совсем юном возрасте родители привели его в Третьяковскую галерею на Крымском валу, а там стояла в холле моя двухфигурная скульптура «Торжество мира». Изваяние так увлекло его, что он решил стать художником, он решил посвятить свою жизнь служению пластики, скульптуре, живописи, отечественной культуре, что ему удаётся в данный момент успешно. А мечтаю я, чтобы мои потомки продолжали жить в культурной эстетической среде. Я жажду, чтобы Россия узнала о том, что создано в России русскими художниками. И по праву гордилась бы этими произведениями искусства.